Одесса и полёты - 1.
Aug. 22nd, 2013 06:26 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что вчера было лишь дерзновенной мечтой,
сегодня становится реальной задачей, а завтра — свершением.
С.П. Королёв.
сегодня становится реальной задачей, а завтра — свершением.
С.П. Королёв.
8 марта 1910 года Одесса открыла для себя полёты. В этот день Михаил Ефимов впервые продемонстрировал для стотысячной толпы горожан полет на Фармане над одесским ипподромом. Стоит ли говорить, что одесситы были в восторге? Конечно, Ефимов покорил их парой изящных виражей на своём хрупком аэроплане. И именно с этого момента, в Одессе начинается повальное увлечение воздухоплаванием.
1. Одесский морской батальон.

Сабанские казармы (слева, мастерские справа).
В начале этого века, во время Русско-японской войны случилась оборона Порт-Артура, в которой кстати принимал участие мой прадед с материнской стороны. Прадедушка уже будучи пожилым человеком ненавидел две вещи больше всего на свете – тех кто его послал в «проклятый Порт-Артур» и «чертовых япошек». По рассказам бабушки и мамы, характер у него был не сахар, язык острый, а рука тяжелой. Критиковал он форму, снаряжение и вообще многое, причем как я полагаю вполне обосновано.
Оборона Порт-Артура, как и вся Русско-японская война, показала необходимость создания особого рода войск – морской пехоты, чем начали заниматься практически одновременно с началом той самой обороны, из-за которой прадед приобрел стойкую неприязнь к жителям Японских островов. 4 августа 1904 года император Николай II (второй объект лютой ненависти прадеда) утвердил «Положения од Одесском морском батальоне», согласно которым «морской батальон назначается для службы при перевозке войск морем и для подготовки в мирное время в войсковых частях личного состава, технически ознакомленного с условиями и порядком производства этих перевозок».
Батальон разместили в «Сабанских казармах» на Канатной улице, где он квартировался до начала первой мировой. Он состоял из двух рот: гребной и технической, учебной команды, школы машинистов, склада плавучих средств и технического имущества. Батальон был оснащен 36 стальными катерами и 40 деревянными десантными баркасами. А затем оснащение батальона решили дополнить ещё и аэропланами.
Одесский морбат по сути дела являлся инженерной частью, и этот факт сыграл огромную роль в становлении одесского авиастроения, поскольку первыми своими шагами оно во многом обязано инженерам, мастерам, пилотам и офицерам морбата. А сборка первых аэропланов была организована в мастерских батальона.
2. Одесский аэроклуб.

Члены Аэроклуба. В центре Х.В. Стаматьев, справа от него А.А. Анатра.
В 1908 году, было создано Общество авиаторов и воздухоплавателей Украины и Крыма, возглавляемое бароном Александром Васильевичем Каульбарсом, которое в тот момент было скорее обществом просто воздухоплавателей, потому как до появления первого самолета в Одесссе было ещё несколько лет. Члены общества занимались в основном полетами на дирижаблях, воздушных шарах и планерах. Барон Каульбарс, генерал от кавалерии, на тот момент являлся начальником Одесского военного округа, и его интерес в области воздухоплавания был совершенно практический, барон видел в аэропланах новый, исключительно важный инструмент войны.
Одесский аэроклуб являлся важной частью общества, в него входили многие богатые и влиятельные горожане, такие как сам барон, Артур Анатра, Ксидиас, Сергей Уточкин и многие другие. Сам аэроклуб расположился в особняке семьи Анатра.
В 1908 году аэроклуб заказывает во Франции аэроплан Вуазен, на котором неоднократно пытаются взлететь Уточкин и Ефимов, однако все их попытки терпят неудачу и в конце концов аэроплан они успешно ломают. В следующем году Ксидиас сам покупает Фарман-IV, а Ефимова отправляет учиться во Францию.
Тем временем в аэроклубе продолжается деятельность различного рода, конструируются планеры, Уточки самостоятельно пытается построить аэроплан, однако неудачно, однако весной-летом события получили реальный импульс к развитию. Вскоре после показательного выступления Ефимова, вернувшегося из Франции, 15 июля 1910 года, был организован Одесский военно-авиационный класс.
Так же аэроклуб проводит Южный слет авиаторов России и организует Павильон воздухоплавания на Одесской выставке 1910 года. Аэроклуб объединил множество людей с общей мечтой о полетах, позволив им добиться её. Он просуществовал до самой революции, был возрожден в 20-х годах, после чего стал частью ОСОАВИАХИМА.
3. Михаил Ефимов.

Михаил Никифорович Ефимов.
Первым российским авиатором стал Михаил Ефимов. Спортсмен - мотогонщик и велогонщик, по специальности был электриком телеграфистом, но как показало время, по призванию он был пилотом. Ефимов в 1909 году совершил первый в Одессе полет на планере, который построил инженер Цацкин, а вскоре после этого, заняв огромные по тем временам деньги у одесского банкира Ксидиаса он отправился во Францию, учиться на пилота в школе Фармана. В те времена, обучение на пилота стоило огромных денег и было по карману только богатым людям и первые авиаторы выкладывали немалые деньги, что бы пройти обучение в школе Фармана или Блерио.
В школе у Ефимова раскрылся настоящий талант, его обучает лично Анри Фарман, параллельно Ефимов устраивается работать на двигательный завод, изучает технику и французский язык. Вскоре Ефимову удаётся установить ряд рекордов, а после получения диплома, 15 февраля 1910 года, Фарман предлагает ему работу. Узнав о договоре с Ксидиасом, француз даёт Михаилу Никифоровичу денег взаймы для погашения неустойки.
После соревнований в Ницце, Ефимов отправляется в Одессу, и совершив там показательное выступление незамедлительно расторгает договор с Ксидиасом, выплатив весь долг и неустойку, а его аэроплан вскоре после показательного полета был выкуплен Уточкиным, который затем освоил его самостоятельно. Авиационная жизнь Одессы просто кипела.
Получив свободу, Ефимов выступает на различных соревнования, одерживая победы одну за другой, но в Будапешне случается несчастье, Ефимов рабивается при испытаниях нового аэроплана братьев Вуазен. Даже не оправившись от травм, он снова садится за штурвал и снова бьёт рекорды и завоёвывает призы. Кроме участия в соревнованиях, Михаил Никифорович обучает пилотов у Фармана и испытывает новые аэропланы его конструкции.
Вернувшись в Россию Ефимов продолжает участвовать в соревнованиях и обучать пилотов, но уже российских. Вскоре, с началом Первой мировой, Ефимов отправился на фронт, в 32-ом авиаотряде он совершает дерзкие вылеты в тыл противника, собирает разведданные и бомбит неприятеля. В его воображении постепенно вырисовывается образ передового по тем временам бронированного штурмовика, 4 марта 1916 года летчика командировали в Киев для его постройки, но тут он попадает в неприятности, самовольно отлучившись из части для поиска запчастей для аэроплана, Ефимов был арестован, посажен на гаупвахту и едва не попал под трибунал. К 1917 году Ефимов становится летчиком-истребителем, в 4-ом отряде истребителей, и отправляется на Румынский фронт.
Впоследствии Ефимов присоединяется к революции на стороне красных, возглавляет советскую авиацию Крыма, переживает немецкую оккупацию, но в конце концов попадает в плен к белым, и в 1919 году его казнят.
Продолжение:
Одесса и полеты - 2.
Одесса и полеты - 3.
Одесса и полеты - 4.